• На главную


  • Популярная психология - статьи


  • Удивительное о животных


  • Фантастические истории


  • Необъяснимое и непознанное


  • А ТАКЖЕ:

    О чем говорят звезды

    Волшебный мир зеркал

    Техника исполнения желаний

    Где лежат ваши деньги

    Как проститься с невезением


    Иногда
    они возвращаются…

    Это покажется невероятным, и все же чудеса возможны: есть шанс помочь животным возродиться, пройти реинкарнацию.


    Не женское дело
    Предприниматели прекрасного пола то и дело слышат: «Ввязались в мужскую игру, так играйте по мужским правилам!». А существуют ли в бизнесе мужские правила?


    Круги на полях
    нашей жизни

    Считаете, что ваша жизнь перегружена? Пора расставить по полочкам всех персонажей, участвующих в вашей судьбе.


    Где кончается я?

    Сотни раз на дню мы произносим: «Я... я... я...». А знаем ли мы истинное свое я? Ведаем ли, насколько оно самостоятельно, независимо, устойчиво и свободно от чуждых влияний? Кстати, только в русском языке слово «личность», кроме всего прочего, еще означает человека, который не поддается манипулированию, сохраняет свои взгляды, позиции, ценности - вне зависимости от обстоятельств и давления среды.

    Упаковка для души
    Один просвещенный римлянин, презиравший грубые увеселения и жестокие зрелища, однажды поддался на уговоры друзей и пошел посмотреть на бои гладиаторов. Им владело не столько праздное любопытство, сколько азарт экспериментатора: как многие до и после него, он полагал, что человек должен попробовать «все». Ученый был потрясен. Но не кровавым зрелищем, а самим собой, когда в упоении бесновался, кричал и улюлюкал вместе с толпой, охваченный ее неистовой энергией. Его потрясло, что ни ученость, ни воспитание, ни даже уничижительное отношение к подобным низменным проявлениям человеческой природы не уберегли его «я»!
    А вот Сократ в одиночку смог противостоять толпе остервеневших афинян, требовавших немедленной казни ни в чем не повинных военачальников. На другой день казнь все-таки состоялась, а затем, как обычно и бывает, последовало раскаяние в злодеянии. В тот момент никто и не вспомнил о Сократе, который взывал к разуму, трезвости и справедливости. Чувство стыда — одно из самых болезненных человеческих чувств, насильно возвращающих распоясавшуюся «индивидуальность» в некомфортное прокрустово ложе совести. В конце концов Сократ, вечно заставлявший сограждан испытывать это неприятное чувство, был осужден на смерть демократической толпой «за развращение нравов афинян».
    Кардинальное различие этих двух мужей, римлянина и грека, в их понимании своего «я», как ни удивительно, определило пути, по которым пошло дальнейшее развитие двух ветвей европейской цивилизации — наследниц католицизма (Рим) и православия (Греция).
    Во всех западноевропейских языках слово «личность» звучит как «персона», a persona в Древнем Риме — это театральная маска, не лицо, а «личина». То есть для римлянина я — это некая сознательная надстройка над животным по имени «человек». Не случайно современный человек западной культуры проявляет свое я скорее через форму, нежели через внутреннее содержание. Его я упаковано в тщательно подобранную «коробочку», состоящую из воспитания, образования, жизненной позиции, индивидуального самовыражения. Доведенные до концептуального совершенства, они становятся тем, что в современном обществе называется коротким словом «имидж». Вот эта-то имидж-маска, как бы она ни была прекрасна и величественна, окарикатуривается толпой, когда на поверхность вырывается лавина ее бессознательного.
    В древнегреческом языке личность — это «субстанция», то, что скрывается под — воспитанием, образованием, сознанием и подсознанием. Это нечто столь же единое, неделимое и неопределенное, как сам Бог. Такое понимание личности восприняло и развило восточное христианство. Если человек сохранил эту субстанцию, то какая бы буря ни бушевала на поверхности — на дне океана всегда царит покой.
    Быть личностью — подвиг и в западном, и в восточном мире. Но в западном личность — это герой, лидер, победитель внешних врагов. В восточном — послушник и — тоже победитель, тоже герой, но побеждает он врагов внутренних— свои страсти. Лидер видит личность только в лидере. Послушник видит личность в каждом, кому Бог дал жизнь.
    Каждый сам определяет, что такое его «я», как его пестовать, развивать, охранять от вторжения чужаков в современном мире, ориентированном не на личность, а на массы, толпу, готовую подмять, поглотить, раздавить любого «выскочку».
    Апофеоз за колючей проволокой
    Покушения на личность случались во все времена. Однако попытка тотального истребления личности в «человеках» была предпринята совсем недавно — в прошлом веке. Именно для этой цели были созданы концентрационные лагеря, где людей лишали свободы, имени, чести. Здесь у них отнимали даже смерть: заключенных не «убивали», а ликвидировали. Авторство в создании концлагерей принадлежит двум «сильным личностям», двум вождям-диктаторам — Сталину и Гитлеру. Но им принадлежит только идея. Думаете, большие умы разрабатывали все эти тонкости лагерного режима? Ничего подобного! Этим занимались люди толпы, те, кто ради того, чтобы выжить, выслуживался и приспосабливался. Смерть всегда была тем «силовым полем», в котором сосуществовали массы и власть. И тем не менее именно в концлагерях человеческая личность поднялась на невиданную высоту. Своими страданиями и смертью люди доказали, что дух сильнее инстинкта, что он может жить и в слабом ребенке, и в немощной умирающей женщине, и в истощенном голодом и пытками старике.
    Один из удивительных примеров выживания человека в античеловеческих условиях — судьба Виктора Эмиля Франкла, австрийского психолога и психотерапевта, автора логотерапии — лечения смыслом. Франкл прошел несколько немецких концлагерей и выжил, сочиняя в уме книгу, вышедшую вскоре после войны под названием «Психолог в концлагере». В основе его теории логотерапии лежит не принцип удовольствия (Фрейд) и не воля к власти (Адлер), а воля к смыслу. Франкл считал, что человек обладает свободой по отношению к своим потребностям и способен «выйти за пределы самого себя» в поисках смысла. Чем выше и значительнее смысл, тем больше воли к жизни он дает человеку. Его судьба стала красноречивым подтверждением этой позиции. Воля к смыслу помогла ему выжить в нечеловеческих условиях. Поскольку, как говорил Франкл, «в поисках смысла человека направляет его совесть», ученый отказался от приглашения эмигрировать в Америку. Ведь оно не распространялось на его родных. Вскоре он снова попал в концлагерь и — снова выжил! Кумир его юности Фрейд, считавший, что «если человек задает вопрос о смысле и ценности жизни, значит, он болен», эмиграцию принял, оставив на произвол судьбы своих сестер, которые сгинули в фашистских застенках.
    Вот так, в соответствии со значимым, доминирующим смыслом каждый сам определяет границы своего «я». Для кого-то это собственное тело, для кого-то — пределы собственного знания, для кого-то — семья, род, народ... Для кого-то «я» — это государство, для кого-то «государство — это я». В любом случае полезно помнить одно замечательное высказывание: «Собрать стадо из баранов легко, попробуй собери его из кошек».

    Тина ГЕОРГИЕВСКАЯ





        Rambler's Top100